Материал распечатан: 25.09.2016 г. 16:09:39 КЛГ, ip 54.167.23.178
Официальный Портал Правительства Калининградской области
https://www.gov39.ru/news/101/24528/

Позиция областного Правительства: вывести янтарную отрасль на достойный уровень.

23.03.2006 13:33

Позиция областного Правительства: вывести янтарную отрасль на достойный уровень.

Во многих средствах массовой информации в последнее время появляются журналистские материалы с различными версиями и домыслами по поводу незавидной судьбы уникального предприятия, расположенного на территории Калининградской области – ФГУП «Калининградский янтарный комбинат». Некоторые предполагают, что довели комбинат до банкротства участники черного рынка, представители так называемой  «янтарной мафии».   Проблемы янтарного комбината будут рассмотрены 27 марта на заседании коллегии Счетной палаты РФ, осуществившей во главе с ее председателем Сергеем Степашиным накануне комплексную проверку предприятия. По решению областного  Арбитражного суда на ФГУП «Калининградский янтарный комбинат» сегодня введено конкурсное производство сроком на один год, что соответствует признанию предприятия банкротом.   Сложившуюся ситуацию прокомментировал министр промышленности Николай Власенко. -  Калининградский янтарный комбинат действительно уникальное предприятие. И, пожалуй,  не столько с точки зрения существенного пополнения бюджета, создания дополнительных рабочих мест – для этого у нас есть масса возможностей в других отраслях. Комбинат имеет огромное историческое, культурное значение, представляет огромный интерес в мире как туристический объект. Да, это объект федеральной собственности. Но он находится на нашей территории. И, прежде всего мы, калининградцы, заинтересованы в том, чтобы янтарный комбинат стал витриной области,   настоящим брендом территории, более того – национальной гордостью россиян. И пока этого не случится, региональное Правительство не будет знать покоя. А теперь о дне сегодняшнем. Давайте восстановим события последних лет. В марте 2003 года с целью экономического оздоровления на предприятии было введено внешнее управление. Долги янтарного комбината перед бюджетами всех уровней на тот момент  составляли 73891 тысячу рублей, 60% из которых - задолженность перед местными бюджетами. К позитивным результатам внешнего управления следует отнести следующее: удалось снизить объемы продаж янтаря на черном рынке, повысить стоимость сырья по отдельным позициям в 10 раз. Но удивительно то, что при этом нерешенной осталась основная задача процедуры банкротства.  Долги комбината  не только не снизились, а еще и возросли на 35% и составили на конец 2005 года 112 млн. рублей. Приоритетным направлением своей деятельности руководство предприятия, фактического монополиста по добыче янтаря, избрало поставку сырья на экспорт, что существенно ограничило доступ к нему местным производителям изделий из янтаря. В итоге в соседних странах данное производство динамично развивается, а в Калининградской области идет сокращение количества предприятий. Из 359 фирм, специализирующихся на переработке солнечного камня в 2002 году, в настоящее время осталось 109. Янтарная отрасль вместо импульса для развития получила неравные конкурентные условия. Кроме того, в ходе проверок выяснилось, что Калининградский янтарный комбинат по непонятным причинам не был внесен в федеральный реестр предприятий, доминирующих на рынке товаров. Во всяком случае, внятных объяснений на этот счет от его руководства получить не удалось. В период внешнего управления было осуществлено дробление комбината с созданием на базе его имущества новых акционерных обществ. Внешним управляющим в нарушение Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) и плана внешнего управления  были предприняты попытки государственной регистрации дополнительного выпуска акций. Эти действия привели не к оздоровлению экономической ситуации, а к  угрозе утраты государственного контроля над имущественным комплексом предприятия. Из-за крайней изношенности оборудования временно приостанавливалась добыча янтаря. Логичнее было бы в данном случае продать непрофильные активы  и вырученные деньги направить на погашение долгов и решение важных проблем. Достигло критической отметки и социальное напряжение в коллективе, где заработная плата в минувшем году составляла от 4,5 до 7,5 тысяч рублей. В 2005 году работники предприятия устраивали забастовку. По приглашению Губернатора Калининградской области Георгия Бооса в нашем регионе побывал  руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Вместе с ним мы выезжали на предприятие. Были также проведены переговоры с руководством общественной организации «Янтарный союз», представителями частных предприятий, занимающихся обработкой янтаря, директором Музея янтаря. С их участием  был разработан проект региональной целевой программы «Развитие янтарной отрасли в Калининградской области на 2006-2010 годы», в которой комбинату отводится ключевая роль. В данный момент проект  проходит необходимые согласования.  После утверждения программа  будет доступна всем желающим. Назову основные позиции разработчиков: идеальным вариантом для реанимации добывающего производства может стать продажа  концессионного права на добычу сырья коммерческой структуре при обязательном условии продажи через биржу всего добытого сырья; для реализации добытого янтаря целесообразно создать биржу, поскольку, как показывает мировой опыт, это самый эффективный способ получения реальной цены при реализации унифицированного товара; в этом случае никого не придется обвинять в завышенной или заниженной стоимость янтаря, чего не скажешь при монопольной реализации; с целью стимуляции переработки янтаря на территории области и развития обрабатывающих и ювелирных производств необходимо   установить экспортную пошлину на сырец; в помощь малому и среднему бизнесу  необходимо инициировать на федеральном уровне упрощение оборота драгоценных металлов, изделий из янтаря и с янтарем, в частности снятия ограничений на их вывоз за пределы  Особой экономической зоны в Калининградской области; организовать на территории области подготовку квалифицированных кадров, необходимых для развития  отрасли (ювелиров, художников, мастеров-обработчиков и т. д.). Янтарный комбинат с годовым оборотом средств в 10 млн. долларов, в  федеральном масштабе предприятие небольшое, причем, подчеркиваю, не типичное. Стандартные меры по оптимизации его управления здесь, как показала практика, не дают результата. Поэтому Георгий Боос в феврале обратился к председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову с просьбой дать поручение ответственным федеральным министерствам и ведомствам проанализировать эффективность процедуры внешнего управления и законность действий внешнего управляющего ГУП «Калининградский янтарный комбинат» Александра Решетова и рассмотреть возможность передачи имущественного комплекса предприятия федеральной собственности в областную.В случае, если такой вариант окажется для нас нереальным, Губернатор предложил  другой: область покупает долги комбината (60% от них все равно вернется в качестве долгов в  областной бюджет) и становится его собственником; далее на конкурсной основе ищет инвесторов и выводит, согласно региональной программе, янтарную отрасль на международный уровень. Для этого, считает Георгий Боос, данный вид бизнеса должен быть, прежде всего, прозрачным.

Во многих средствах массовой информации в последнее время появляются журналистские материалы с различными версиями и домыслами по поводу незавидной судьбы уникального предприятия, расположенного на территории Калининградской области – ФГУП «Калининградский янтарный комбинат». Некоторые предполагают, что довели комбинат до банкротства участники черного рынка, представители так называемой  «янтарной мафии».   Проблемы янтарного комбината будут рассмотрены 27 марта на заседании коллегии Счетной палаты РФ, осуществившей во главе с ее председателем Сергеем Степашиным накануне комплексную проверку предприятия. По решению областного  Арбитражного суда на ФГУП «Калининградский янтарный комбинат» сегодня введено конкурсное производство сроком на один год, что соответствует признанию предприятия банкротом.   Сложившуюся ситуацию прокомментировал министр промышленности Николай Власенко. -  Калининградский янтарный комбинат действительно уникальное предприятие. И, пожалуй,  не столько с точки зрения существенного пополнения бюджета, создания дополнительных рабочих мест – для этого у нас есть масса возможностей в других отраслях. Комбинат имеет огромное историческое, культурное значение, представляет огромный интерес в мире как туристический объект. Да, это объект федеральной собственности. Но он находится на нашей территории. И, прежде всего мы, калининградцы, заинтересованы в том, чтобы янтарный комбинат стал витриной области,   настоящим брендом территории, более того – национальной гордостью россиян. И пока этого не случится, региональное Правительство не будет знать покоя. А теперь о дне сегодняшнем. Давайте восстановим события последних лет. В марте 2003 года с целью экономического оздоровления на предприятии было введено внешнее управление. Долги янтарного комбината перед бюджетами всех уровней на тот момент  составляли 73891 тысячу рублей, 60% из которых - задолженность перед местными бюджетами. К позитивным результатам внешнего управления следует отнести следующее: удалось снизить объемы продаж янтаря на черном рынке, повысить стоимость сырья по отдельным позициям в 10 раз. Но удивительно то, что при этом нерешенной осталась основная задача процедуры банкротства.  Долги комбината  не только не снизились, а еще и возросли на 35% и составили на конец 2005 года 112 млн. рублей. Приоритетным направлением своей деятельности руководство предприятия, фактического монополиста по добыче янтаря, избрало поставку сырья на экспорт, что существенно ограничило доступ к нему местным производителям изделий из янтаря. В итоге в соседних странах данное производство динамично развивается, а в Калининградской области идет сокращение количества предприятий. Из 359 фирм, специализирующихся на переработке солнечного камня в 2002 году, в настоящее время осталось 109. Янтарная отрасль вместо импульса для развития получила неравные конкурентные условия. Кроме того, в ходе проверок выяснилось, что Калининградский янтарный комбинат по непонятным причинам не был внесен в федеральный реестр предприятий, доминирующих на рынке товаров. Во всяком случае, внятных объяснений на этот счет от его руководства получить не удалось. В период внешнего управления было осуществлено дробление комбината с созданием на базе его имущества новых акционерных обществ. Внешним управляющим в нарушение Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) и плана внешнего управления  были предприняты попытки государственной регистрации дополнительного выпуска акций. Эти действия привели не к оздоровлению экономической ситуации, а к  угрозе утраты государственного контроля над имущественным комплексом предприятия. Из-за крайней изношенности оборудования временно приостанавливалась добыча янтаря. Логичнее было бы в данном случае продать непрофильные активы  и вырученные деньги направить на погашение долгов и решение важных проблем. Достигло критической отметки и социальное напряжение в коллективе, где заработная плата в минувшем году составляла от 4,5 до 7,5 тысяч рублей. В 2005 году работники предприятия устраивали забастовку. По приглашению Губернатора Калининградской области Георгия Бооса в нашем регионе побывал  руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Вместе с ним мы выезжали на предприятие. Были также проведены переговоры с руководством общественной организации «Янтарный союз», представителями частных предприятий, занимающихся обработкой янтаря, директором Музея янтаря. С их участием  был разработан проект региональной целевой программы «Развитие янтарной отрасли в Калининградской области на 2006-2010 годы», в которой комбинату отводится ключевая роль. В данный момент проект  проходит необходимые согласования.  После утверждения программа  будет доступна всем желающим. Назову основные позиции разработчиков: идеальным вариантом для реанимации добывающего производства может стать продажа  концессионного права на добычу сырья коммерческой структуре при обязательном условии продажи через биржу всего добытого сырья; для реализации добытого янтаря целесообразно создать биржу, поскольку, как показывает мировой опыт, это самый эффективный способ получения реальной цены при реализации унифицированного товара; в этом случае никого не придется обвинять в завышенной или заниженной стоимость янтаря, чего не скажешь при монопольной реализации; с целью стимуляции переработки янтаря на территории области и развития обрабатывающих и ювелирных производств необходимо   установить экспортную пошлину на сырец; в помощь малому и среднему бизнесу  необходимо инициировать на федеральном уровне упрощение оборота драгоценных металлов, изделий из янтаря и с янтарем, в частности снятия ограничений на их вывоз за пределы  Особой экономической зоны в Калининградской области; организовать на территории области подготовку квалифицированных кадров, необходимых для развития  отрасли (ювелиров, художников, мастеров-обработчиков и т. д.). Янтарный комбинат с годовым оборотом средств в 10 млн. долларов, в  федеральном масштабе предприятие небольшое, причем, подчеркиваю, не типичное. Стандартные меры по оптимизации его управления здесь, как показала практика, не дают результата. Поэтому Георгий Боос в феврале обратился к председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову с просьбой дать поручение ответственным федеральным министерствам и ведомствам проанализировать эффективность процедуры внешнего управления и законность действий внешнего управляющего ГУП «Калининградский янтарный комбинат» Александра Решетова и рассмотреть возможность передачи имущественного комплекса предприятия федеральной собственности в областную.В случае, если такой вариант окажется для нас нереальным, Губернатор предложил  другой: область покупает долги комбината (60% от них все равно вернется в качестве долгов в  областной бюджет) и становится его собственником; далее на конкурсной основе ищет инвесторов и выводит, согласно региональной программе, янтарную отрасль на международный уровень. Для этого, считает Георгий Боос, данный вид бизнеса должен быть, прежде всего, прозрачным.


Теги:


Возврат к списку

Внимание, при использовании материалов ссылка на Официальный Портал Правительства Калининградской области ( https://gov39.ru ) обязательна!
© 2012 Правительство Калининградской области